ТОМСК
Большая группа девочек оказалась к зиме в Томске.
Из дневника Вали Роговой:
Осенью героини вдруг получили письмо <...> из Томска. Писал инспектор Мариинской гимназии, звал их в Томск на зиму (в Петроград — увы — попасть нельзя было!) — учиться.
Делать нечего, собрались. Было много разбитых сердец <...> Все честь-честью — и последние отчаянные послания с восклицательными и вопросительными.
Ночью приехали в Томск. Шли в темноте по большой дороге и дошлепали до Епархиального Училища <...> В темноте взобрались на третий этаж, в темноте поели бутербродов и мирно задры... заснули...
А проснувшись, увидели себя в большом, чистом, с высокими потолками и огромными окнами — дортуаре. Казенное великолепие; дортуар, столовая, класс, большой, широкий коридор, умывалка, (Героини любили вопить в ней — уж больно резонанс был хороший!) — и своя лестница. И стали жить да поживать, сначала потихоньку... Сначала переболели все инфлуэнцией — целый лазарет! Много сидели дома, потом пытались знакомиться с городом — выходили немного погулять, потом ходили в пекарню за хлебом. Пришло время идти в гимназию.
Томским ученицам, да кажется и педагогам, петроградские гимназистки показались учеными и многомудрыми. Педагоги стали относиться к нам благосклонно.